Современный такелаж
Подобные приспособления можно разделить на две категории:
Жесткие крепления.
Гибкие соединения.
Все они применяются совместно. Гибкие предназначены для создания связи между грузом и точкой опоры. Жесткие обеспечивают непосредственную фиксацию гибкого такелажа к поднимаемому объекту и механизму подъема.
Жесткие крепления
К данным изделиям можно относиться:
- Скобы.
- Талрепы.
- Карабины.
- Крюки.
- Зажимы для тросов.
- Коуши.
- Блоки.
- Вертлюги.
- Рым-гайки.
- Рым-болты.
Скоба
Представляет собой изогнутый в полукруг прут, края которого расширены и имеют сквозные отверстия. Сквозь них продевается стальной болт или палец. С помощью скобы осуществляется присоединение к опорам. Фактически, она выполняет роль звена цепи, которое можно отсоединить и присоединить. Скобы предлагаются различных размеров, поэтому применяются при выполнении как простых работ с малыми грузами, так и при перемещении многотонных тяжестей.
Все виды скоб имеют подобное строение, но могут отличаться по способу закрепления болта или пальца. Мелкие скобы обычно имеют внутреннюю резьбу на одном конце, поэтому палец закручивается прямо в нее. Для удобства у него имеется расширенная головка, чтобы соединение можно было проводить вручную без применения ключа. Более крупные скобы имеют гладкие отверстия без резьбы, поэтому вставленный в них болт фиксируется отдельной гайкой. В этом случае применение гаечного ключа обязательно. Болты такелажных скоб для обеспечения безопасности обычного дополнительно фиксируются шпилькой, что исключает случайное раскручивание соединения.
Талрепы
Такой такелаж представляет собой винтовую стяжку, концы которой оснащены кольцами или крюками. Приспособление представляет собой стальную рамку или трубку, в торцах которой нарезана внутренняя резьба. В каждый из них закручивается по длинному болту, вместо головок у которых имеется кольцо или крюк. При вращении рамки края шпилек втягиваются внутрь или выкручиваются. Таким образом, обеспечивается подтягивание или опускание груза подвязанного к талрепу с помощью цепи, веревки или троса. Обе шпильки двигаются в одном направлении, что достигнуто благодаря применению разнонаправленной резьбы. В том случае если бы резьба была одинаковой, то одна шпилька закручивалась, а вторая выкручивалась.
Основное предназначение талрепа заключается в натягивании гибкой оснастки. Надобность в таком может возникнуть при необходимости зафиксировать канатную дорогу или подвесной мост. Также с помощью талрепа можно проводить вырывание вкопанных в землю столбов, если присоединить такелаж к мощной опоре. Сфера использования данного приспособления очень обширна, например для натяжки троса и пр. Талрепы бывают самых разнообразных размеров. Их модификация, где вместо рамки применяется трубка, используется в сельскохозяйственной технике, в частности тракторах для фиксации навесного оборудования, такого как плуг, культиватор и пр.
Карабины
Это быстросъемное соединение, с помощью которого обеспечивается фиксация тросов, канатов и цепей. Карабины нашли свое применение в различных сферах. Помимо строительства их используют в туризме и спорте. Маленькие карабины можно встретить на съемных наплечных ремнях сумок, поводках для собак, рыбацких снастях. Обычно карабин представляет собой крюк или разорванное звено цепи, концы которого соединены разъемными механизмами. Карабины, применяемые для выполнения не сложных работ, сделаны в виде крюка, концы которого соединены откидной подпружиненной пластиной. Такой оснасткой пользуются электромонтажники и промышленные альпинисты. Карабин такого типа обычно предназначен только для удержания собственного веса человека.
Для работы с грузами используются карабины, выполненные в виде незамкнутого звена цепи. На его концах имеется внешняя резьба. Для соединения применяется широкая гайка. Такая оснастка выдерживает большие нагрузки, при этом отличается малыми габаритами. Гайка не только не позволяет тросу выскользнуть, но и обеспечивает защиту от разгибания звена.
Крюки
Применяются при выполнении грузоподъемных работ. Их фиксируют на конце цепей и тросов. Они имеют пружину для присоединения гибкого такелажа. Он может быть выполнен в виде кольца или скобы с пальцем. Крюк со скобой используется для работы с цепями, а с кольцом подходит для троса. Такой такелаж существенно отличается по размерам. Мелкие крюки легко помещаются в ладони, а крупные, которые можно встретить на морских судах и в портах, по размерам могут превосходить рост человека.
Нередко строительные крюки оснащаются запорным механизмом подобным тому, что используется на карабинах. Применение таких такелажных креплений является более безопасным, поскольку существенно снижается риск выскальзывания гибкой оснастки.
Зажимы для тросов
Применяются для сращивания между собой тросов и канатов. Также с их помощью обеспечивается формирование петли. При необходимости создать петлю для фиксации троса гораздо надежнее пользоваться зажимами, чем формировать узел, поскольку последний под нагрузкой склонен к развязыванию.
Зажимы для тросов бывают съемными и постоянными. У съемных применяется резьбовое соединение, что позволяет их ставить и снимать. Постоянные зажимы представляют собой металлические трубки, сквозь которые продеваются тросы, после чего они сдавливаются ударами кувалды или молотка, обеспечивая надежный обжим. Такой такелаж стоит дешевле, поэтому пользуется спросом.
Коуши
Эти приспособления выполняющие роль вставки, вокруг которой создается петля троса или каната. Этот вид такелажа предотвращает заламывание. Его поверхность выполнена в виде желоба, что облегчает обвязывание каната или троса. Коуши создают большой радиус петли, что минимизирует вероятность обрыва.
Блоки
Данный такелаж применяется для выполнения грузоподъемных работ. Он оснащается роликом, который служит направляющей для троса или каната. Ролик закрепляется в корпусе и имеет ось вращения, поэтому под нагрузкой прокручивается как колесо, уменьшая прикладываемые усилия для подъема. Чтобы продеть трос на шкив ролика, его нужно завести, как нитку в ушко иголки. В отдельных случаях в корпусе предусматривается откидной механизм, что позволяет присоединяться, даже если оснастка уже натянута и оба ее конца заняты. В том случае если нужно провести присоединение к блоку, но его корпус не имеет откидной стороны, тогда можно снять его шкив. Это возможно если его ось не вварена или впрессована.
Вертлюги
Данные приспособления представляют собой звено с осью вращения, которое применяется для предотвращения закручивания гибкой оснастки. Вертлюги имеют различную конструкцию. Нередко они совмещены с карабинами. Они используются в различных направлениях. Вертлюги имеются на поводках для собак, наплечных ремнях для сумок, рыбацкой оснастке и так далее. Их выпускают с различной грузоподъемностью, в том числе и для подъема многотонных тяжестей. Устанавливая вертлюг, исключается сильное вращение груза. Чем больше вертлюгов на оснастке, тем спокойней будет вести себя груз в подвешенном состоянии. Такелажные вертлюги обычно разборные. Для обеспечения их нормальной работы ось вращения необходимо смазывать маслом.
Рым гайки и болты
Такелажные болты и гайки имеют вместо традиционной головки кольцо. При этом они оснащены стандартной резьбой, поэтому могут использоваться на резьбовых соединениях. Кольцо применяется для фиксации различных такелажных соединений. Также сквозь них возможно пропускать тросы и канаты.
Гибкие такелажные соединения
Данный такелаж представлен оснасткой:
- Цепи.
- Тросы.
- Канаты.
Цепь состоит из круглых стальных звеньев, благодаря чему отличается гибкостью. Обычно ее используют для создания обвязочной оснастки при закреплении к грузу. Цепью фиксируются к бетонным блокам и другим тяжелым объектам. Она имеет высокую устойчивость к механическому давлению. В связи с этим при постановке на нее груза надежность обвязки не пострадает. Для такелажных работ используется только цепь со сварными звеньями, поскольку она выдерживает большие нагрузки, в отличие от прочих гибких соединений.
Такелажный трос является более компактным, чем цепь. Он состоит из сплетенной стальной проволоки. По грузоподъемности он не уступает цепи, хотя и менее надежен. Трос имеет определенные преимущества. В первую очередь его можно использовать при работе с блоками. Также он подходит для наматывания на лебедку. Его главным недостатком является склонность к преломлению при малом радиусе изгиба. Также если применять трос для обвязки тяжелых грузов, он перетирается, что создает риск обрыва.